К опасным грузам относятся грузы , которые при перевозке, погрузочно-разгрузочных работах и хранении могут быть причиной взрыва, пожара или повреждения транспортного средства, а также гибели, отравления или заболевания людей и животных.
Опасные грузы по своим химическим свойствам делятся на следующие классы:
- взрывчатые вещества (ВВ);
- газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
- легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
- легковоспламеняющиеся вещества и материалы (ЛВМ);
- окисляющие вещества (ОК) и органические перекиси (ОП);
- ядовитые (токсичные) вещества (ЯВ);
- радиоактивные (РВ) и инфекционные (ИВ) вещества;
- едкие и коррозионные вещества (ЕК);
- прочие опасные вещества.
Опасные грузы, кроме грузов классов 1, 2 и 7, делят на группы по степени опасности веществ — высокой, средней и низкой. Для предотвращения возможного ущерба от международных перевозок опасных грузов решают ряд задач, направленных на повышение безопасности перевозки.
Международные грузоперевозки опасных грузов включает выбор автотранспорта, упаковки и средства погрузочно-разгрузочных работ, безопасных маршрутов движения. В целях обеспечения безопасности участников дорожного движения и населения при перевозке опасных грузов, а также в интересах охраны окружающей среды действуют правила о порядке транспортировки опасных грузов автотранспортом. Грузоотправитель отвечает за точное соблюдение правил упаковки и погрузки опасных грузов, правильность указания в документах наименования, класса и подкласса опасности и массы груза.
Недопустима погрузка в автомобиль грузов разных классов опасности.
Маршрут международной перевозки опасных грузов заранее согласовывается. Он не должен проходить через населенные пункты и вблизи промышленных объектов, зон отдыха.
Свойства опасных грузов определяют требования к подвижному составу. Ряд опасных грузов допускается к перевозке только по специализированном подвижном составе, обеспечивающем безопасность перевозочного процесса.
Для перевозок опасных грузов в жидком и газообразном состоянии широко применяются автомобильные цистерны. Наибольшее распространение получили цистерны для перевозок различных нефтепродуктов, большинство из которых относятся к группе опасных грузов. Особые условия перевозок опасных грузов предъявляют специальные требования к конструкции и оснащению цистерн. Цистерны объемом свыше 2000 л обязательно оборудуют предохранительными клапанами — не более двух на цистерну. Цистерны меньшего объема изготавливают с предохранительными мембранами и плавкими элементами разового действия.
Особые требования предъявляют к конструкции и оснащению автомобильных цистерн, предназначенных для перевозок переохлажденных сжиженных газов; жидких кислорода, азота, воздуха, метана, этана, двуокиси углерода и различных смесей этих газов.
Автоцистерны, используемые на перевозках легковоспламеняющихся жидкостей, подразделяют на три типа:
- А — цистерны, оборудованные вентиляционным приспособлением и предохранительным клапаном (давление срабатывания не превышает 2,5* 104 Па) с пламяотсекателями и по своей конструкции не предусматривающие герметичного закрытия, но не допускающие вытекания жидкости;
- В — цистерны, имеющие предохранительные клапаны с давлением срабатывания 1,5*105 Па и вентиляционное устройство с пламяотсекателем;
- С — герметически закрывающиеся цистерны, отвечающие требованиям, предъявляемым к перевозке сжатых, сжиженных и растворенных под давлением газов.
Международные грузоперевозки легковоспламеняющихся и выделяющих при взаимодействии с водой легковоспламеняющиеся газы веществ основными средствами обеспечения безопасности являются упаковка и применение транспортных средств, защищающих грузы от воздействия воды. Для этого класса опасных грузов применяют и специализированные автомобили-цистерны при перевозках, например, серы и нафталина в расплавленном состоянии.
Для перевозки некоторых опасных грузов, требующих определенных температурных режимов, например органических перекисей, применяют автомобили с изотермическими кузовами и автомобили-рефрижераторы. Применяемые хладагенты в соответствующих случаях должны быть невоспламеняющимися.
Определенные требования к специализации подвижного состава предъявляет перевозка радиоактивных веществ. Основная защитная функция при перевозке этих грузов выполняется специальными упаковочными комплектами. Для определенных категорий радиационных упаковок предусматривается использование транспортных средств с защитным свинцовым экраном у переднего борта автомобиля. Применение специализированных транспортных средств, отвечающих конкретным свойствам перевозимых опасных веществ, позволяет обеспечить эффективную и безопасную перевозку.